Лекции по истории чешской литературы

Автор – проф. Бедзир Н.П.

Чешская литература 19 века и нач. 20 в.

В начале 19 века в Чехии нарастает просветительское движение, оно приобретает национальную окраску. Важным являются самобытность и единство народа как национального коллектива. Формируется единство нации. Создаются благоприятные условия для написания больших обобщающих трудов.

В 1825 г. Йозеф Юнгман пишет «Историю чешской литературы», в 1834 – 1839 заканчивает «Чешско-немецкий словарь», утверждая наравне с господствующим немецким чешский.

Ф. Палацкий пишет «Историю чешского народа в Чехии и Моравии» (1836 – 1876).

«Славянские древности» пишет П.Й. Шафарик (1836 – 1837).

Большую роль сыграли идеи славянского братства, питавшие чехов в их национальной борьбе.

Создаётся большое количество переводов, способствовавших укреплению чешского. Создаётся литературный чешский, из архаических и современных форм.

Йозеф Юнгман (1773 – 1847). Сын крестьянина, получил вольную в 26 лет. Считал народ, крестьянство носителями национальной самобытности, ибо аристократия перенимала иноземные нравы и обычаи. Но Юнгман проявляет интерес к европейской культуре, западной литературе. Призывает осовременивать чешский.

В литературе преобладают классицистические тенденции, с высоким патриотизмом. Культ национального духа, национального языка, национальной истории фольклора. Национально-этнические идеи романтизируются, поэтизируется славянская старина. Колоссально значение фольклора как лаборатории литературы.

В Ганка и Й. Линда в начале 19 века пишут Краледворскую (1817)и Зеленогорскую (1818) рукописи – литературные мистификации. Опирались на чешские исторические хроники, русскую и сербскую народ. поэзию, сочинения далматского писателя Качича-Миошича, на творчество Хераскова, Карамзина, на переводы «Песен Оссиана».

Обществом владела идея славянского единства. Её развивал Ян Коллар (1793 – 1852). Писатель словаков и чехов. Сб «Стихотворения» (1821). Сонеты, элегии писал.

 

Дочь Славы (Slávy dcera. 1824-1832)

Ведущее произведение Я. Коллара — поэма «Дочь Славы». (1824, 1832 гг.). Состоит из нескольких сотен сонетов. Просветительская романтическая мечта, В центре – образ возлюбленной поэта. Перерастает в обобщённый образ славянки, дочери мифической богини Славы, которая ведёт в путешествии по славянским землям, в ад и рай, оберегает его.

Автор протестует против германизации славян, одически воспевает деяния предков.

Ад и рай – суд над историей. В аду – завоеватели, гонители славян. В раю – славянские герои.

Основной пафос поэмы заключён в призыве к братскому соединению славянских народов. Оно должно привести к осуществлению идеалов человечества. Речь идёт не о политическом, но о культурном сплочении.

«Нацию почитай единственно как сосуд человечности», «пусть имя «славянин» звучит как синоним слова «человек», — писал Я. Коллар.

Идее славянской взаимности свойственны черты национальной утопии (идея национального братства, человечности). Вместе с тем, Коллар указывает на угрозы славянству (создаёт образ Польши-козлёнка, растерзанного тремя державными орлами.

«Дочь Славы» — поэма, ставшая событием в чешской литературе и общественно-политической жизни того времени. Над этим произведением поэт работал с 1824 по 1832 гг. В первой песне поэмы — «Сала» — перед читателем возникает поэтический образ дочери богини Славы; этот образ является символом глубокой любви писателя к угнетенным славянским народам. Размышления Коллара об исторических судьбах славянских народов тесно переплетаются с лирической любовной темой.

В следующих двух песнях — «Лаба, Рейн, Влтава» и «Дунай» — поэт рассказывает о своей многострадальной родине, о трагической судьбе полабских славян, почти полностью уничтоженных завоевателями, о великих идеях Яна Гуса, о златоглавой Москве.

В двух последних песнях — «Лета» и «Ахерон» — автор рисует аллегорические картины рая и ада, используя этот художественный прием для того, чтобы воспеть лучших сынов славянских народов и заклеймить их врагов и поработителей. Это произведение, проникнутое высокими патриотическими и гуманистическими идеалами, вошло в золотой фонд литературы Чехословакии.

Голова – Россия, величава,
Польша – стан, за ними чередом,
Чехи – руки и, двойным столбом,
Сербы – ноги. Так стояла б Слава.

Лужичанин, венд, словак, хорват
И силезец – ведь меньших немало! –
Были б сталью для меча и лат.

И взнеслась бы ввысь до облаков,
И Европа на колени б пала,
Вняв всемирный гром её шагов!  (Отрывок из поэмы)

Произведения

Дочь Славы: Лиро-эпическая поэма в пяти спевах с предспевом / Пер., ист.-лит. очерк и коммент. Н. В. Водовозова. — Уч. зап. МГПИ им. В.И.Ленина, 1967, № 287, с. 9-424; [Фрагменты из поэмы]. — В кн.: Европейская поэзия XIX века, М., 1977, с.723—725; Сто сонетов / Предисл. И примеч. А.Зайцевой. — М.: Худож. лит., 1973. — 245 с.

Básně. — Praha: Českosl. spis., 1952. — 511 s.; Básně / Medailon o aut. naps. М.Otruba. — Praha: Českosl. spis., 1981.- 314 s.

Больше о «Дочери Славы» и Я. Колларе читайте в лекции проф. Н.В. Водовозова. Режим доступа: http://slavic-unity.com/discussion/3899/yan-kollar-%D0%98-ego-poema-doch-slavy/p1

Публицистически свои идеи Коллар изложил в трактате «О литературной взаимности между племенами и наречиями славянскими» (1836). Надо изучать языки славян, обмениваться книгами, издавать журналы, собирать библиотеки.

Песенную культуру славянских народов собирал и изучал Франтишек Ладислав Челаковский (1799 – 1852). Он издал трёхтомное собрание «Славянские национальные песни» (1822 – 1827). Песни других народов даны в переводах Челаковского.

Челаковский написал стихотворные циклы «Отзвук русских песен» (1829) и «Отзвук чешских песен» (1839). Стилизация жанров чешской народной поэзии, баллад, лирических, разбойничьих, шуточных песен. Давал социальные картины жизни крестьян и господ. часто шуточно их сталкивая, как в чешском фольклоре.

В русском цикле стилизовал русские былины, проводил идею защиты родной земли. Создал романтизированный образ Руси.

Главный вклад Челак-го в літературу в том, что он учил писателей мыслить в национально художественных формах, мыслить национальными типами (русский богатырь, удалой молодец, красна девица, вдова многоразумная, чешская сельская красавица).

В Чехии формируется левое, радикальное крыло освободительного движения.

Журналы движения — «Часопис ческего музеа», «Ческа вчела», «Кветы».

Чешский романтизм формируется в 1830-е годы в творчестве поэтов К. Махи, К. Сабины, позднее – В. Небеского, Й. Фрича, К. Эрбена. Ром-зм связан у чехов с освободительными социальными и национальными идеями (выступлениями против Габсбургской монархии). Проявлена солидарность с польским восстанием 1830 – 1831 годов.

Карел Гинек Маха (1810 –1836). Ярчайший поэт национального возрождения. Из плебейских городских низов. Вращался среди радикальной студенческой молодёжи. Был знаком с участниками польского восстания, оказывал им помощь. Организовывал революционные кружки в Праге.

Изощрённый, чувственный лирик. Знаменовал разрыв с консервативным феодальным мировоззрением, сословными нормами, но предчувствовал новые буржуазные изменения. угрожающие человеку. Ощущение дисгармонии, «разлада миров», порыв к истине, идеалу, мятущиеся искания.

Стремление создать цельную концепцию мира, тоска по идеалу делали его поэзию философской. Бытие, космос, дух и материя, силы мироздания, источник зла в мире, причины вражды людей, воля и обстоятельства – проблемы его лирики. Атеизм, но не воинственный, а вопрошающий.

Сильное субъективное чувство розлито в его поэзии. Личность и её  боль чувствуются в ней.

Ему при суща тема «чужой вины», страдания человека по независящим от него обстоятельствам.

Повесть «Цыгане» (1835). Страшная, социально трагичная. Грешат одни – гибнут другие.

Вершина творчества – поэма «Май» (1836). Противопоставляется гармония в природе и трагедийность человеческих отношений. Переживания Вилема, заточённого в башню и ожидающего смерти. Он преступник по вине обстоятельств. Если бы не изгнали из семьи в детстве, он не стал бы разбойником. Внутренние монологи героя – главный способ его характеристики. Экспрессия соединения противоречий: любовь – и гибель, ненависть.

Множество метафор, ассоциаций, аналогий, фонических примов звукописи.

К.Г. Маха обогатил арсенал форм и средств чешской поэзии. Родоначальник современной чешской лирики.

Происходило усиление героико-революционного начала в чешской лит-ре 1830-х –1840-х гг. П. Хохолоушек писал об освободительной борьбе южных славян против осман (повести «Черногорцы», «Гайдуки»).

Романтическая литература Йозефа Каэтана Тыла. 1808 – 1856. Прозаик, драматург. От социально-патриотического творчества, сентиментально-нравоучит-го — поднялся до романтической сказочно-фольклорной пьесы, героико-исторической драмы.

Его ранний герой – патріот, просветитель: учитель, мызыкант, актёр, писатель. На всех ранних произведениях лежит налёт идилличности.

В пьесах автор выступает против социального угнетения, бесчеловечности.

Ему свойственны сказочно-фантастические мотивы: Лесные волшебницы, сказочные существа, волшебные вещи.

Пьеса «Волшебник из Стракониц» (1847). Волшебная волынка теряет силу, когда на чужбине волшебник забывает родину.

«Кутногорские рудокопы» (1848) – о восстании на рудниках в 15 веке. Ассоциировались события с тем, что происходило в Чехии в 1844 году – с выступлениями рабочих.

Героическая драма в стихах «Ян Гус». Манифест революционных идей. Впервые создан монументальный образ Яна Гуса. Создан и образ народа,  способного сотрясать троны.

В 1840-е гг. возрастает значение реалистических форм письма. Появл. статьи К. Гавличека-Боровского «Последний чех» 1845, «Глава о критике» 1846. Сформулированы требования правдивого изображения действительности, знания жизни писателем.

Зарождался жанр очерково-аналитических зарисовок (физиологический очерк в рус. натур. школе).

Очерки Божены Немцовой появл. в 1840-е гг.

Революция 1848 – 1849 гг. (весна народов). Участниками событий были писатели Карел Сабина, Йозеф Фрич, Й.К. Тыл, К. Гавличек-Боровский. («Кутногорские послания»). Обличал власть, церковь. Писал эпиграммы, и политические, и социальные.

Национально-биографический жанр трансформируется в социально-бытовой и социально-политический.

К. Гавличек-Боровский (1821 – 1856) жил в России, был учителем в доме Шевырёвых. Писал очерки о русской жизни. К. Гавличек-Боровский был осуждён и сослан в ссылку. В ссылке создал поэму «Тирольские элегии», 1852.   Поэма сатирическая. Переводил Вольтера, Гоголя. Отрывки из «Мёртвых душ».

 

Чешская  литература втор. пол. 19 века

Мировоззренческая основа жизни – натурфилософия, идеи Гердера о прошлом как знамении будущего. Гердер полагал, что народное творчество – сокровищница национального духа.

Решающее значение для славянских литератур имела революция 1848 г. После разгрома революции наступили годы жестокой реакции и репрессий. Писатели Сабина, Фрич, Арнольд, Хохолоушек несколько лет томились в тюрьме. Писатель Гавличек-Боровский – в ссылке. Об этом периоде чешский поэт Ян Неруда сказал – «время погребённых заживо».

Появилась брешь в иллюзиях о единстве чешской нации, о близкой свободе и независимости, пошатнулось славянофильское мировосприятие.

Продолжаются опыты в романтической лирике. Её пишет Йозеф Вацлав Фрич (1829 – 1890). Развивает маховские традиции. «Песни из крепости» были написаны в 1850-е, но появились перед читателем в 1881. Трагедийность переживаний, вызванных поражением революции. Героика гражданского подвига. Воспевание жертвы во имя свободы.

Особым явлением стал сборник Карела Яромира Эрбена (1811 – 1870) «Букет народных преданий» (1853). Эрбен – пражанин, сын бедного сапожника, закончил Праж. ун-тет, стал спец-том по фольклору, собирателем. Развил жанр баллады. Олицетворение родины – образ матери. Идея верности родины, бессмертия творческой энергии народа.

Баллада благодаря Эрбену получила большое распространение в чеш. лит-ре.

Божена Немцова (1820 – 1862). Писательница, публицист, проповедник демократических идей. Утопическая социалистка. Считала возможным преобразование общества через моральное просвещение. Начинала с очерков («Из Домажлиц», «Картины жизни Словаков»), обработок чешских и словацких сказок.

Особенно популярны её рассказы и повести «Дикая Бара», «В замке и около замка», 1856 – 1857).

Наиболее значительное произведение Немцовой – повесть «Бабушка», 1855. Создан  монументальный и лирический образ крестьянки, ставшей символом народной мудрости, морального здоровья простого народа. Показаны народные типы. В повести проведена реалистическая типизация героев. использована народная речь, фольклор. Повесть стала школой чешского и словацкого реализма.

В романтическом ключе творили Сватоплук Чех, Йозеф Вацлав Сладек, Витезслав Галек.

 

Чешский реализм

1860-1870-е – годы становления и развития чешского реализма.

В эти годы по-прежнему оставались актуальными вопросы о создании национального государства, а также о буржуазно-демократических свободах.

1860-е годы стали годами мощного национально-общественного подъёма. Манифестации, стачки, протесты рабочих. Требования восьмичасового рабочего дня, избирательного права. Создаются национально-патриотические организации «Умелецка беседа», «Сокол».

Собирателем протестных литературных сил стал альманах «Май», образованный в 1858 г. (Неруда, Галек, Светлая, Немцова, Фрич, Сабина). Изучается народ как социальный организм, как носитель социально-нравственных оценок. Писатели против того, чтобы видеть в народе лишь этнографическую самобытность.

Широкими связями с русской литературой. Литературы «Мая» пропагандировали тв-во Пушкина, Гоголя, Тургенева, Лермонтова, Островского, Некрасова. Они становятся катализатором созревания реализма в чешской литературе.

 

Ян Неруда (1834 – 1891)

Пражанин, из бедняков, учился в Праж. ун-те на философском фак-те. Учитель, поэт, прозаик, драматург, публицист. Писал о чеш. театре, музыке, живописи. 1860-е -1880-е считают нерудовским периодом в культуре.

Сформулировал тенденции реализма, законы художественной типизации. Осмыслял идеи мировой – и нациоанльных литератур.

Создал сборники рассказов «Арабески». «Малостранские повести», повесть «Босяки». В них присутствуют обобщения, типизация, образ рабочих масс, использован рабочий фольклор.

Созданы образы чешских обывателей – примитивных, пустых, банальных. Очевидно использование традиции Гоголя – Диккенса. (Мала Страна, пражский район – гоголевский Миргород). Это символ обывательщины и мещанства. Обнажается мелочность, подлость человека. Создаются сатирические и юмористические преувеличения. Присутствует бытописание как средство социального анализа.

 

Поэзия Яна Неруды. Сб. «Книги стихов», «Космические песни», «Баллады и романсы», «Песни страстной пятницы». В них присутствует гражданский пафос, лиризм, критицизм, скепсис, ирония.Об общественном, общем он пишет интимно, страстно (образы родины, земли). В его поэзии обогащается поэтическая речь, происходит сближение с народной стихией языка. Гражд-я, филос-я, интимная, пейзажная лирика. Многообразие стиля, интонаций, худ-х средств.

 

Чешская проза. Алоиз Ирасек 

Традиции Неруды и других писателей были обобщены у Вилема Мрштика, Отокара Гостинского – критиков, публицистов. О. Гостинский – автор критической статьи «О художественном реализме» (что есть прекрасное, правда, тенденциозность, типическое), в ней ставились вопросы реализма. В. Мрштик – активнейший популяризатор и переводчик русской литературы (переводил Толстого, Дос-го, Гончарова).

Писали о проблемах натурализма, очень популярного благодаря творчеству Золя.

Эстетике складывающегося реализма соответствовали гибкие, подвижные жанры – очерк, рассказ, повесть. Выполняли социально-бытовую и социально-психологическую художественную функцию. Писали их Алоиз Ирасек, Якуб Арабес. Романное мышление начинается с циклизации малых прозаических форм: «Горные рассказы» Ирасека, «Зарисовки Ештедского края» К. Светлой.

Центральная проблема лит-ры этого времени – власть денег, разрушающая человечность. Решалась на мат-ле жизни деревни. Деревня утраивает идилличность, капитализируется, отношения измеряются деньгами, а не патриархальными семейными традициями. Появляется трагическая разобщённость людей.

В городской прозе – обличение паразитизма, мещанства существования мелкого чешского буржуа. Собирательный образ чеш. обывателя уже был создан у Яна Неруды в «Малостранских повестях».

Талантливо написаны повести:

С. Чеха  «Путешествие пана Броучека в ХV столетие» (1888). (Буржуа 19 века попадает в героические гуситские времена, но предаёт родину, спасает свою жизнь и имущество).

А. Ирасек «Философская история» (1878). Герой ведёт себя похоже в героические дни революции 1848 г.

1880-е годы можно назвать годами формирования реалистического социально-психологического романа. Достижения были в основном в малой прозе. Шло обогащение приёмами психологического анализа, драматизмом, характерами, композиционным построением.

Высшие достижения чешского реалистического романа заявлены в тв-ве Алоиза Ирасека (1851 – 1930). Они связаны с историческим романом. А.Ирасека. Он родился в Находском крае в крестьянской семье. Знал и любил фольклор. Закончил историческое отдел-е Пражского ун-та. Все романы создавал после тщательного изучения историч-х источников, воскрешал народную жизнь, спорил с официальной историографией. Настоящее связано с прошлым, это звенья одной цепи, не всякое прошлое мертво, — считал он.

Романы А.Ирасека «Скалаки», 1875. «Псоглавцы», 1884, отобразили трагические противоречия феодального об-ва.

Национальные эпопеи о гуситском движении: трилогия «Между течениями» (1887 – 1800). Романы «Против всех» (1893). «Братство» (1899 – 1908). Гусизм был для писателя образцом народовластия, воплощением мечты о свободе, гармонией национально-освободит-х идей и социальных. А. Ирасек стремился своими романами активизировать национальное самосознание, обострить чувство ответственности каждого за судьбу нации. У романов сложный многоплановый сюжет, изображены все социальные слои – от королей до простолюдинов, сотни запутанных человеческих судеб. Ирасек – мастер батальных сцен: в них есть выразительная звукопись, психологизм, динамизм событий.

А. Ирасек написал пятитомный роман «Ф.Л. Век» (1888 – 1906). Четырёхтомный роман-хронику «У нас» (1896 – 1903). Показано значение гуситского движения. Созданы эпический размах, широта изображения жизни, исторические реалии, внутренний драматизм. Использованы традиции Вальтера Скотта, но это иной тип исторического романа. Это панорамные романы.

Ирасек-драматург. Исторические драмы «Ян Гус», «Ян Жижка». О крестьянах «Войнарка», «Отец».

 

Чешская поэзия 1860-х –1880-х гг.

В это время поэзия часто даже оттесняла прозу по талантливости и читательскому интересу. В ней было большое разнообразие жанров, тем. Но ведущим жанром остаётся баллада, которая разнообразится, вводятся реалистические описания, авторский голос. Остаётся трагизм и острый сюжет.

Я. Неруда «Послание Словакии».

С. Чех «Утренние песни», «Новые песни»

Йозеф Вацлав Сладек написал  «Чешские песни», «Сельские песни». Как и сборник Врхлицкого «Сельские баллады», они  созданы на основе крестьянских повстанческих песен.

По-новому осмыслен патриотизм и славянофильство: он сосредоточился на событиях русско-турецкой войны, войны турков с болгарами и сербами, на событиях чешско-словацкой истории. (С. Чех «На Ваге», А. Гайдук «Цимбалы и скрипка»). Происходит воскрешение колларовской идеи славянской взаимности.

В 1860-е – 1880-е гг. пафосно-риторическая стилистика поддерживается журналом «Люмир».

Создаются поэтические монументальные жанры – философские и исторические поэмы. Поэма С. Чеха «Гануман», поэма «Песни раба».

Поэмы С. Чеха «Славия», «Европа» – аллегорические философские.Я. Врхлицкий опубликовал цикл поэтических сборников под общим названием «Эпопея человечества».

Философская пейзажная лирика уходит от романтизации героя. Он снижен, ему присущи человеческие обычные качества. Поэт В. Галек издаёт  сборники  «Вечерние песни», «В природе».

Ян Неруда (1834 – 1891) – поэт и прозаик, реалист, демократ. Новатор в жанре баллады: писал социальные баллады, посвящённые освободительному движению. Жил в Праге , на Малой стране, в бедной семье: родители  держали лавку, мать – прачка. Но учился в Пражском ун-те, на философском ф-те, некоторое время затем преподавал в гимназии. Но вскоре ушёл полностью в литературную работу.

1857 – написал сб. поэзии «Кладбищенские цветы». 50-е годы определял как время заживо погребённых. 1868 – «Книга стихов» – наиболее талантливые стихи отобрал в этот сборник.

Написал более двух тысяч статей: публицистика, лит-вед-е, критика, политика. В них раз вивал идеи славянского единства, национальной независимости.

Кубинский поэт Пабло Гонсалес взял себе псевдоним Неруда (Пабло Неруда).

 

Карел Чапек (1890 – 1938).

Фантаст, романист, сатирик. Философ по образованию. Стоял на позициях философии прагматизма. Но выступал против нарастающей технизации прогресса. Одним из первых почувствовал угрозу нарастающего фашизма. С юности работал вместе с братом Йозефом – видным художником с социальным направлением в живописи.

1910 – появляется пьеса Чапека «Люди и куклы», 1921 – пьеса «Из жизни насекомых». 1927 – пьеса «Адам-творец». Обличал буржуазную действительность. Анархию в экономике. Непредвиденность социально-экономического развития, кризисы. Но сомневался в возможностях переустройства жизни.

Славу принесли самостоятельные пьесы: комедия «Разбойник» (1920), драма о роботах «РУР», роман-утопия «Фабрика Абсолют» (1922),  роман «Кракатит» (1924).

«РУР» – пьеса о создании роботов ради увеличения прибыли, но не ради человеческого прогресса. Племянник фабриканта Россума создаёт роботов (Россумовы универсальные роботы — РУР). Роботы так же бездушны, как и люди. Роботы очеловечиваются, поднимают бунт. Уничтожают технику. Роботы Прим и Елена любят друг друга, остаются целыми и невредимыми, очевидно, они-то и начнут новую цивилизацию.

Роман «Фабрика Абсолют» – о будущих катаклизмах. Действие перенесено в 1943 год. Инженер Марек расщепил атом, высвободил энергию огромной силы – Абсолют. Человечество учится её применять. Всё на Абсолюте. Капиталисты наживаются (фабрикант Бонди). Люди теряют жизнеспособность, всё раздают бедным, летают. Но начинаются религиозные войны (людям нечем заняться). Абсолют становится обожествляемой силой.

Роман «Кракатит». Инженер Прокоп изобретает мощнейшую взрывчатку – кракатит. Философы-негуманисты требую взорвать весь мир, а потом строить новый, усовершенствованный. Француз Д ’эмон (Дэмон) убеждает инженера жалкий и жестокий мир взорвать, а потом … Прокоп сам наблюдает результаты взрыва, и они ужасны. Это драма учёного, ум которого вынужден работать на разрушение.

Чапек соединяет фельетонность и остросюжетность, злободневность и вымысел. Это роман-фельетон. В нём присутствует философская мысль, научно-фантастическая, детектив, сказочность, утопия. Жанрово-стилевая полифония. Всё это порождает художественное новаторство.

Десятилетний кризис Чапека произошёл с 1923 до 1933 г. Он не пишетв это время.

1933 – 1934 – появляется трилогия «Гордубал» («Гордубал», Метеор», «Обыкновенная жизнь»). Повествуется о несчастной судьбе крестьянина, уехавшего на заработки. Прошли годы, он возвращается бедным, никому не нужным, жена ждёт ребёнка от другого, дочь его не помнит. Они замышляют его убить. Скорее всего Гордубал умирает до убийства. Роман написан на реальной ситуации, которая произошла в Закарпатье в семье Юрия Гордубея.

В романе Чапека судебный очерк сливается с романной структурой, появляется острая злободневность, динамика событий, острота конфликта. Нет сентиментальности, банальности. Судилище в романе изображено бездушным, пошлым. Маню, дочь, засудили пожизненно, Полану, жену – на двенадцать лет. Финальная фраза «Сердце Юрая Гордубала затерялось, и так и не было погребено» – говорит о бессмысленности суда. Равнодушие судей. Влияние «Воскресения» Л.Н.Толстого ощущается в романе.

Сам Чапек назвал жанр «Гордубала» поэтической балладой.

Роман Чапека «Метеор» – о человеке, который после авиакатастрофы пытается восстановить свою жизнь: он ничего не помнит. Проблема объективной реальности и вымышленной. Медсестра видит каждую ночь сон о больном: это реальность или вымысел? Ясновидец пытается восстановить биографию пациента. Реальной выглядит только история болезни. Все герои в романе не имеют имён. Роман носит философский характер.

«Истина есть, но она глубоко сокрыта, а действительность просторнее и сложнее, чем мы себе обычно представляем», — отмечал Чапек..

Писал юмористические и одновременно детективные «Рассказы из одного кармана» и «Рассказы из другого кармана».

Ему принадлежат атеистические «Апокрифы» – юмор на библейские сюжеты.

«Письма из Англии» – с юмором написанные путевые заметки об Англии, где Чапек действительно был. Познакомился с Шоу, Голсуорси, Уэллсом.

Написал «Беседы с Масариком» (Масарик – президент Чехии). В социалистической критике это было расценено как предательство идеалам пролетариата.

Роман «Война с саламандрами». Это фантастика. Происходит критическое обобщение буржуазной действительности. Показано проникновение фашизма во все стороны жизни. Использован гротеск. Пародированы средства массовой коммуникации. Саламандра – это средний англичанин.

Актриса Ли сама похожа на саламандр. Собирающие жемчуг люди на пляже ползают, как саламандры.

Детали, масштаб гротеска нарастает. Попустительство буржуазии, крупной – вот причина разрастания фашизма.