Лекции по истории словацкой литературы

Автор – проф. Бедзир Н.П.

Словацкая литература XIX века. Первая половина

Развитие словацкой литературы в конце ХVIII -начале XIX вв. идёт по двум путям: среди евангелических протестантов-христиан – на чешском языке, среди католиков – на словацком бернолаковском (по имени реформатора литературного языка А. Бернолака). Основным вопросом был вопрос о развитии культуры – на своём языке или на чешском. На бернолакском писалась публицистика, просветительские трактаты. Художественный уровень литературы был невысок. Исключение – творчество Ю. Фандли и Я. Голлого.

Юрай Фандли (1750–1811). Писал художественно-нравоучительные книги для народа Усердный домашний хозяин или земледелец», 4 тома. «Словацкий пчеловод» (1802). Идеи Руссо о возвращении к природе, классицистические нормы. Язык приближен к разговорному.

В протестантской ветви выделились Юрай Палкович и Богуслав Таблиц.

Юрай Палкович (1769 – 1850). Писал в жанрах эпических стихотворений с рыцарско-романтическим сюжетом. Писал в прозе мещанские фарсы.  Сб. стихотворений «Муза со словацких гор» (1801). Морализаторские, анакреонтические мотивы. Отрицание религиозного аскетизма. Большое значение имела его издательская деятельность. Издавал народные календари., политический еженедельник «Тыденник» (1812 – 1818). Здесь впервые было написано о произведениях русской литературы. Альманах «Татранка» (1832 – 1847), поучительно-развлекательный.

Богуслав Таблиц (1769 –1832). Занимался историей литературы. Хотел дополнить издание Добровского об истории чешской литературы разделом о словацкой письменности.

Издал антологию словацкой поэзии 18 века «Словацкие стихотворцы» (на чешском). «Памятники чешско-словацких поэтов», сюда же включил и свои стихотворения. В 4-х тт. 1806 –1812. Стихи в жанрах оды, баллады, эпиграммы. Использовал народно-песенные интонации.

Чехов и Словаков считал одним народом.

Словацкая культура пронизана в это время идеей славянского единства, чувством солидарности с русским народом.

Павел Йозеф Шафарик (1795 –1861). Выдающийся словацкий и чешский славист. Написал «Историю славянского языка и литературы» (1826). «Славянские древности» (1837). Роль славян как автохтонных народов в европейской культуре. Словацкая литература ещё не имеет своих национальных традиций, поэтому обращается к общеевропейскому опыту Камоэнса, Мильтона, Клопштока, Ломоносова, к «Слову о полку Игореве», к южнославянскому эпосу, к античности. Идея – создать свой эпический стиль, в классицистическом ключе.

Это нашло отражение в тв-ве Яна Коллара (1793 – 1852). Ввёл в словацкую лит-ру жанры оды, элегии, антитиранический свободолюбивый пафос. Создал национальную эпопею, патриотически –дидактическую поэму «Дочь Славы» (1824, более зрелый вар-т в 1832). Это апофеоз славянства, пронизана поэма героическим пафосом. Написал трактат «О литературной взаимности славян», 1836.

Поэма есть аллегорией страдания и воскрешения славянства. Рационалистическая композиция, морализаторские идеи, – всё говорит о произведении классицизма. Но ощутимы и романтические тенденции (субъективно-эмоциональное начало).

 

Ян Голлый (1785 – 1849). Писал оды, элегии, пасторали, поэмвы на бернолакском. Начинал с переводов античных поэтов Гомера, Вергилия, Горация.  Фанатически отстаивал национальную самобытность словаков. Пишет стихотворные эпопеи «Слава», «Сватоплук», «Кирилломефодиада», основанные на словацкой истории. Часто мифологизирует её. Патриарх словацкой поэзии.

В 1830-е зарождается словацкий театр. Родоначальником его считают Яна Халупку(1791 – 1871). Писал комедии из провинциального городского мещанского быта. На чешском языке. «Коцурково, или Как бы нам в дураках не остаться», «Трясогузка», «Тринадцатый час». Столкновения патриотически настроенных интеллигентов с буржуазными и дворянскими делками. Обличал своекорыстие, сословное чванство, невежество, подражательность. Типичность, достоверность, бытовая точность, Социально-сатирическая обличительность. Коцурково стало символом мещанско-филистёрской среды. В провинциальном городке Коцурково горожане готовятся выполнить свій общественный долг: избрать нового учителя. Пан из Худобиц – седмисливкарж – ироничное название, указывающее на то, что у пана ничего нет (Худобный – бедный), кроме семи сливовых деревьев. Но сословного гонора, куража ему не занимать. Он мечтает выбрать учителя, который поможет процессам мадьяризации Коцуркова, так он хочет поправить свои дела.

Другой персонаж – коцурковский сапожник Тесношил (говорящее имя, шьющий тесную обувь) – хочет выбрать Войтеха, кавалера своей дочери Анички, значит, его дочь будет пристроена.

Мать Войтеха, лебезит перед всеми, но уже делит шкуру неубитого медведя: ей хочется невестки побогаче Анички, хотя сама бедна, ка церковная мышь.

Но все остались в дураках: победил приехавший студент Свобода. На него поставил седмисливкарж: грядут процессы мадьяризации.

В Коцурково каждый думает о себе. Халупка обличает словаков: штуровцы бьются в поисках путей общественного подъёма, просвещают народ, а народ – равнодушен и благодушен, считает себя пупом земли. «По их мнению, стоит Коцурково в самом центре земли и нет иного города, ему равного». Эпиграф к комедии гласит: «Чего смеёшься? Ведь речь идёт о тебе». Коцурково – это трясина обывательства, глупость мещанства, равнодушие к судьбам родины. Ограниченность, жажда лёгкой наживы, отсутствие национального достоинства. Во всём жажда наживы. В отношении к об-ву Халупка длизок к Гоголю.

Халупка понимает, что движение истории будет связано с классом буржуазии, но не идеализирует этот класс.

У Халупки есть сцена: Свобода попадает в лес, к разбойникам, к «Яношикам» – грабят богатых. отдают бедным. Но разбойники благословляют Свободу на его деятельность в Коцуркове. Они уважают его. Интеллигенция связана с мечтами народа о социальной справедливости.

 

В 1834 г. в Пеште образуется «Кружок любителей языка и литературы словацкой» под руков. Я. Коллара. Культурный центр, очаг духовной жизни, сплочал национальные силы, находил средства для изд-я словацких книг.

«Общество чехословацкого языка и литературы», 1828. Создано при чехословацкой кафедре братиславского лицея. Имело больший резонанс, нежели Пештское. В 1836 его гостем был О. Бодянский, в 1842 – И. Срезневский. В средине 30-х его главой был Людовит Штур (1815 – 1856). Его аторитет был очень велик. Направление культуры данного времени (30-е 40-е) названо штуровским. Поколение – штуровским.

В это время начинается развитие романтических тенденций в словацкой лит-ре, под влиянием нем. ром-зма, польского, чешского (Махи). На словацкой почве романтизм возник как идеология борьбы за национальную самостоятельность и против феодального рабства. Идеализировался народ. Проповедовалось общенациональное единство. Тв-во штуровцев имело национально-паторитическую направленность.

Л. Штур родился в семье сельского учителя. Обучался в Братиславском лицее, с 1835 г. играл видную роль в Чехосл-м об-ве. Развивал идеи демократа Александра Врховского. В 1838 – 1840 Штур учился в ун-те в Галле, затем преподпвпл в Брат-м лицее. Опирался на философию Гегеля. Отстаивал активное отношение к действительности. Считал, что словаки должны добиться высокой европейской культуры. В 1842 и 1844 отправил две петиции к императору с просьбой остановить мадьяризацию словаков. Надеялся на венский двор. Выпустил две книги о недопустимости наступления венгров на права словаков. Был членом венгерского сейма (депутатом от города Зволен), идеализировал крестьянскую общину. Западный путь развития считал гибельным, возлагал надежду на славянский путь развития. Поднимал вопрос о гражданском долге писателя. Прообраз словацкой литературы видел в фольклоре славян. Переводил славянский фольклор.

Талантливыми были «Думки вечерние» (1838 – 1840) Л. Штура. Элегичность, медитативность, мысль о проклятии многовекового угнетения.

Л. Штур заложил основы словацкой критики. Органом стремился сделать «Орол  татранский». Продолжали его дело, критикуя национальную ограниченность,  Ян Калинчак, Я. Краль, Я. Францисци.

 

Словаки старшего поколения Я. Коллар, Й.П. Шафарик протестовали против воплощения идей Л. Штура о переходе на словацкий язык. В этом процессе они увидели разрыв словаков с чехами, измену идее славянской взаимности. Но реформу поддержали Я. Голлый, Карел Кузмани. Особенно – Йозеф Гурбан в альманахе «Нитра».

Ян Коллар издаёт «Национальыне песни словацкого народа» (1834 –1835).  Их сопровождала статья о значении фольклора, о народной словацкой музыке.

Бернолакский не прижился. Группа молодых деятелей «Чехословацкого  общества» во главе с Штуром решают, что словацким языком должен быть среднесловацкий диалект народной речи. В 1844 г. вышли первые произведения на этом языке.

 

В 1844 г. Штур и его соратники – Михал Годжа, Йозеф Гурбан, Цтибог Зох, Ян Францисци, Янко Краль, Янко Матушка и другие – основали издательское об-во «Татрин». Об-во явилось прообразом Матицы Словенской. В 1847 г. состоялось заседание «Татрина» – протестанстской и католической интеллигенции на почве словацкого литературного языка.

В 1845 г. Штур начинает издавать газету «Словенске народне новины» с литературным приложением «Орол татранский». Гурбан организует журнал «Словенске погляды на веду, уменье, литературу» («Словацие взгляды на просвещение, искусство и литературу»), 1846 – 1852. Несколько книг на словацком издало об-во «Татрин».

 

В средине 19 века происходит взлёт словацкой поэзии (Само Халупка, Андрей Сладкович, Янко Краль, Ян Ботто, Само Гробонь). Наиболее успешны среди них — прозаики Ян Калинчак, Йозеф Гурбан. Популярные жанры – путевые очерки, историческая повесть, жанровая повесть.

«Штуровцы» с восторгом встретили революцию 1848 -1849 гг. Появилась приветственная статья Штура «Новый век».

В 1848 г. в Праге собрался Славянский конгресс, призванный определить отношение славян к Австро-Венгерской  империи. В июне Штур сражается на пражских баррикадах против солдат армии Виндишгреца (Альфред Виндишгрец – австрийский фельдмаршал, командовавший подавленим народних восстаний в Праге, Вене и Венгерскоо восстания 1848-49 гг., известен кровавими расправами и убеждением, что «человек насинается только с барона»). Начались аресты словацких деятелей. Выступая против венгров, словаки обращаются за помощью к Австрии, выступают против венгерской революции.

Австрийцы после подавления революции ведут наступление на свободы словаков. Начинаются годы реакции. Гонения на штуровцев. Вводится старословацкий язык (фонетизированный чешский).

В 1850-е годы Штур анализирует ситуацию и пишет книгу «Славянство и мир будущего» (издана впервые в 1867 г. в Москве), где видит дальнейшее развитие под крылом Москвы, в православии. Но программа не окрылила штуровцев. В Словакии устранены возможности печататься. Вера в скорое освобождение рухнула. Застой и депрессия в гуматинтарной жизни продолжались.  В романтике стали преобладать  религиозно-мистические мотивы (творчество С. Гробоня).

 

Подъём начинается в 1860-е годы. Реакция Вены отступает. В 1863  г. в г. Мартин открылась Матица Словенска. В 1863 г. словацкие просветители Я.Францисци, братья Дакснеры, К.Кузмани учредили Словацкую Матицу. Судьба ее была печальной. В 1875 г. ее ликвидировали венгерские власти, и воссоздаться ей удалось только после распада Австро-Венгрии и образования независимой Чехословакии в 1918 г. Она поставила задачу прекратить гонения на словацкую культуру, ввести в школах и администрации словацкий.

Славянские Матицы

Матицы имелись у многих славянских народов, входивших в состав Австрийской империи (с 1867 г. — Австро-Венгрия). Первой в 1826 г. в Пеште основана Сербская Матица (с 1864 г. переведена в Нови Сад). Инициаторами ее создания стали богатый торговец И.Миловук и юрист И.Ходжич. Вслед за ней в 1831 г. появилась Чешская Матица, созданная чешскими национальными деятелями И.Юнгманом и Ф.Палацким. В 1842 г. хорватские либералы Л.Гай, А.Мажуранич и Л.Вукотинович объявили об учреждении Иллирской Матицы в Загребе (с 1874 г. — Хорватская Матица). Представители лужицких сербов священник Х.Зейлер и поэт и филолог Я.Смоляр организовали свою Матицу в 1847 г. В 1848 г. во Львове провозгласили создание Галицко-русской Матицы культурные деятели москвофильского направления Я.Головацкий, Н.Устиянович, И.Гушалевич. Моравское национальное общество св. Кирилла и Мефодия, основанное в 1849 г., в 1853 г. переименовано в Моравскую Матицу. Важную роль в ее становлении сыграл чешский филолог и историк А.В.Шембера. В 1862 г. по инициативе сербского юриста Б.Петрановича возникла Далматинская Матицаь объединившая в своих рядах сербских и хорватских национальных деятелей Далмации.

Наконец, в 1864 г. словенские национальные деятели Я.Блейвейс, Э.Коста, Л.Томан создали Словенскую Матицу.

Матицы являлись издательскими обществами, которые публиковали книги на национальных языках, определяли издательскую политику, распространяли свои публикации среди широких слоев населения.

Славянские Матицы сотрудничали друг с другом, обменивались книгами, помогали денежными средствами. Так, Чешская Матица курировала Серболужицкую Матицу, Иллирская — Словацкую и т.д. Русские славянофилы оказывали славянским Матицам денежную помощь, посылали им книги. Деятельность Матиц в значительной степени финансировалась славянскими меценатами. Крупнейший из них хорватский епископ И.Ю.Штросмайер делал крупные пожертвования в пользу многих славянских Матиц. Славянские Матицы активно содействовали развитию культуры своих народов, своей деятельностью являли пример практического воплощения идей славянской взаимности.

 

 

Янко Краль (1822 – 1876). Родился в Липтовском Микулаши, в семье самостоятельно разбогатевшего трактирщика. Характер сформировался независимый и гордый. Краль стал революционером по взглядам. Учился в Левоче, в Кежмарке, в Братиславском лицее. Уходит из лицея, протиестуя против исключения Штура. К себе на адвокатскую практику его берёт адвокат в Пеште Врховский.

С началом революции едет в Брат-ву, поднимать крестьянство. Но его арестуют, на 10 месяцев. Горько разочаровался в рев-ции. Писал баллады, лирику. Часто баллады содержали социальный подтекст («Завербованный» – о парне, которого манят в солдаты, а он видит своё будущее в деревне. Но понимает, что счастья не будет на там, ни там. Баллада «Заколдованная панна в Ваге и странный Янко» – о парне, который хочет расколдовать панну, его никто не понимает, но он жаждет подвига, изменений – и погибает. Баллада «Пан в терниях» – о каре Божьей пану, забывшему честь и совесть, загубившему душу.

«Дума братиславская» – протестует против увольнения Штура из лицея. Дума стала гимном штуровской молодёжи. Написал антифеодальный цикл стихотворений о Яношике (написал в революционные годы). Збойницка яношикова тематика: бунт, неповиновение. Стихотворения цикла: «Нищий» (бедняк идёт в разбойники после уничтожения помещиком всей семьи, будет нести смерть панам на вилах); «Збойницкая баллада»; «Жатва».

Я. Краль писал идиллические драмы-эскизы о счастливом будущем («Ярамарка», «Сумерки»): свободный труд сообща, все здоровы, богаты.

Идея романтизированной свободы – в поэме «Сын степи» (противопоставляется цивилизация городов. наживы – и свободная степь, где люди едины с природой).

Стихотворение «Свадьба» – о декабристах русских и польских, вместе повешенных (Пестель, Муравьёв) или отправленных в Сибирь (образ «адской свадьбы», где с каждого кожу кнутами сдирают, висят повешенные).

Цикл философских стихотворений, названных позднее «Драма мира». Воскрешаются выдающиеся личности, свидетели прошедших эпох. Появл. духи и черти, мир, война, прошлое, настоящее. Силы добра воюют с силами зла. Люди забыли Бога и исполняют волю Люцифера. Они восстают против Бога. Но в конце концов человек гибнет в мятеже, уничтожая самоё себя. Предают народ священники. Есть мнение, что это богоборческое произведение о «великане-человеке». Краль стоял на патриархально-евангелических событиях, искал религию «для народа».

Ян Ботто (1829 – 1881). Поэт-романтик.

Родился в крестьянской семье, в Вышнем Скальнике. Учился в гимназии в Левоче, где царил высокий дух штуровцев (проф. М. Главачек, Я. Францисци, К. Келлнер). Организовался кружок патриотов «Объединение». Писал думы, военные песни, аллегорические поэмы, притчи, сказы, исторические песни («Витязь света», «Клад Татр». Баллады «Жёлтая лилия», «Маргита и безумная», «Кривые тропы»). Написал революционный «Марш» в духе Петефи.

Учился в Пеште, инженер, умер в Банской Штявнице. Написал поэму «Смерть Яношика».

Трагизм народного протеста. Контрастирует с оптимизмом Сладковича и Халупки.

Ян Калинчак (1822 – 1871). Представитель штуровского романтизма. Писал романтические повести, но в них много реалистических деталей, психологизма, страсти снижены, как и во всей романтич. лит-ре 30-х – 60-х гг.

Род. в семье евангелического священника. Дед был крестьянином. Мать – земанка, то есть дворянка. Горне Затурчье Турчанская область. Калинчак учился в Левочском лицее, затем в Братичлавском. Стал штуровцем. Переводил А. Мицкевича «Конрад Валленрод», М. Чайковского «Казацкие повести», польский прозаик украинской школы), Крашевского, Шиллера, Хомякова, финские народные песни.

Повести «Бозковичи», «Могила Милко» – о молодом влюблённом юноше, жертвующем любовью ради народной победы над врагом. Гибнет от рук влюблённого соперника. «Юноша ловацкий», «Паломничество любви», «Сербиянка», «Святой дух». Многие повести возникли на основе легенд, далеки от реальной истории, но в них действуют реальные исторические лица. Экзотические конфликты, романтические идеи. В повестях много драматизма, пессимизма. Оптимистич-я повесть «Выборы».

Всю жизнь был педагогом, возглавлял гимназии (г. Тешин).

Йонаш Заборский (1812 – 1876). Из семьи бедного земана. Учился в лицее в г. Кежмарек, в Прешове. Пишет стихи, кумиром был для него Ян Коллар, ведёт с ним переписку. Становится евангелическим священником. Сборник «Басни» – из сатирических стихотворений, бичующих пороки. Сборник «Жегры» – оды, героические послания. Зависимость от античных образцов, анахронизм формы. Создал 35 трагедий, драм, комедий, фарсов.

Комедия «Подкидыш» – сатира на феодальную аристократию, думающую только о деньгах. Ребёнок, рождённый служанкой Манюшей от барина Гейзы,не нужен никому.

«Лжедмитриада» (о Борисе Годунове). Заборский использует интересную интригу, устойчивые символы: сон, видение, предзнаменование, предчувствие. Пьесы романтические. но с элементами реализма. Заборский изучил все исторические источники. Читал трагедию «Борис Годунов» Пушкина, «Дмитрий» Шиллера. Написал в «Лжедмитриаде» 9 трагедий – «Убийство Дмитрия», «Восшествие на престол Годунова», «Падение Годуновых» и т.д. (с 1591 по 1622 г.) Это драматизированная хроника. Зборский осуждает тиранию, рассматривает споры между католиками и православными.

Повесть «Фаустиана» (1870) продолжает линию фантастики Возрождения (Рабле и Свифта). Изобличает почти все пороки современности. Пародийная форма. Жанр волшебной сказки и авантюрно-фантастического романа. Чернокнижник Фауст узнаёт, что в Коцуркове живёт последний великан Пухор. Фауст жаждет подвига. По дороге Фауст посещает ад, рай, божий суд, Цареград, встречает много известных лиц. Товяньский в Цареграде остаётся, принимает магометанство. Фауст убивает дракона, безобидное существо, знакомится с жизнью Коцуркова, становится рыцарем, заводит даму сердца. Писатель высмеивает все формы словацко-венгерских отношений. Коцурково, описанное Халупкой, развивается у Заборского как собирательный образ Словакии и Венгрии. События гиперболизированы, но сохраняется видимость правдоподобия. К приёмам пародии относятся здесь гротескное заострение, оксюморон, пафосность повествования, разговорно-бытовое описание высоких мыслей.

Написал автобиографическую повесть «Священник-панславист» (1870). Описаны жизненные невзгоды самого Заборского.

Тв-во Заборского завершило целую эпоху в развитии словацкой литературы. Состоялся переход к реализму.

 

Конец 19 века. Словакия слаба экономически. В 1870-е г. в Австро-Венгрии разразился экономический кризис. Началась холера. Эмиграция в США. Мадьяризация словаков.Развивается и действует Национальная партия. Продвигаются русофильские тенденции: газета «Народне новины» получает денежную дотацию от Славянского благотворительного об-ва. Нац-я партия даже идеализирует русское самодержавие.

Литература остаётся трибуной нациоанльно-патриотических сил. За реалистическую литературу борются Светозар Гурбан-Ваянский, Йозеф Шкультуты, Ярослав Влчек, Павел Орсаг-Гвездослав.

Словацкая литература середины и конца 19 века

Журналі второй половины 19 века. 70-е годы – «Народне новины», «Орол». Публикация «Критических писем» Ваянского и Шкультеты. Печатаются «Письма из Чехии» Я. Влчека. Ставятся проблемы национальной литературы. Подъём её художественного уровня. Воплощение «догматов жизни и бытия своего народа» и совершенствование формы. Отстаивается развитие реализма. Обязательное условие – на фоне художественных успехов других литератур. Учитывать опыт европейских литератур. Особый интерес – к школе французского натурализма, к прозе Золя. Призывы к критичексому отношению к действительности.

Ваян. и Шк-ты организовывают журнал «Словенске погляды». Наиболее яркими авторами здесь были Гвездослав и Мартин Кукучин.

Определяется круг выдающихся словацких критиков: Б. Таблиц, П. Шафарик, Й. Гурбан, Шкультеты, Влчек, Светозар Гурбан-Ваянский (сын Гурбана). Влчек в 1890 создаёт «Историю словацкой литературы».

Журнал рубежа векоа «Литературне листы». Критик Тихомир Милкин (настоящее имя Ян Доновал). Группа, возглавляемая Ф. Освальдом. Католицизм, ориентировка на крестьянство. Статьи Милкина – о стихосложении, о ритме, размере, о поэтике словацкой поэзии.

Поэзия рубежа веков

Светозар Гурбан Ваянский (1847 — 1916) – поэт, прозаик, критик, журналист, общественній деятель. Ярчайшая творческая личность романтизма и первооткрыватель реализма в словацкой литературе. Гурбан – настоящая фамилия. Ваянский – псевдоним. Отец писателя – сподвижник Штура., известный прозаик, яркий политический словацкий деятель.  Сын учился преимущественно в Германии, в состоятельных школах, учился также в Австрии, в гимназии. Стал ценителем Гейне, Гёте, Шиллера. Знал и ценил античность. Учится также на юридическом отделении Братиславского лицея. Становится юристом. Долго ищет себя, меняет службу. Увлечён патриотическими идеями. Морализирует. В 1878 г. призван в армию. Армия учавствовала в подавлении восстаний в Боснии и Герцеговине. Отвлечённый патриотизм сменился горячим сочувствием к порабощённым народам.

Увлёкся русской культурой, литературой. Одной из первых написал новеллу «Сироты» (на русском материале), затем переработал её в новеллй «Преступление и раскаяние». Сборник поэзии Светозара Гурбана-Ваянского «Татры и море» имеет большой успех. Написан в патриотических интонациях сочувствия Боснии и Герцеговине. Традиции романтизма. Страсть, аллегории, символика, фатализм, мистика. Лирический герой – сложный, противоречивый, психологичный. Уходит от фольклорной формы стиха, пишет силлабо-тоническим стоповым стихом. Снижает пафос, почти разговорный язык. Ирония над душителями свободы.

Сборник «Из-под ярма» (1884). Стихотворная повесть «Вилин» , 1885. Сб. «Стихотворения» (1890). Мелодичность, опора на культуру, богатство строфики и рифмы. Идеи национального освобождения. Задачи поэта, тема искусства на службе возрождения нации.

Требовал сближения лит-ры с действительностью, верности жизни (цикл «Критические письма»). Цикл новелл «Картинки жизни народа». Очерковость, сходно с русской натуральной школой. Но преобладают каноны романтизма, сентиментальности.

Редактирует журнал «Орол» (переименовывает в «Словенске погляды», затем – журнал «Народне новины».

Часто посещал Россию. Сочувствовал русским в русско-турецкой войне. Изучал рус. язык, литературу, публицистику. Связан со славянофилами, панславистами. Не признавал ни царизма, ни общественных радикальных перемен.

С 1880-го года начал писать о дворянских кругах словаков. Повесть «Лилия» (дворяне, интеллигенты, чиновничество). Стал опираться на национальную аристократию. Но видел в ней пока сплошную обломовщину, безволие, слабость, беспринципность. Но воссоздана эпоха, энциклопедизм жизни, дух времени. Образы ярких женщин (под влиянием Тургенева). Но они высокопарны, идеализированны. Мужчины – лишние люди, непрактичные герои-мечтатели, странные, отрешённые.

Новелла «Летящие тени». Священник Голан молится о ниспослании освобождения народу. Его сын милко – признаёт радикальную борьбу, сопротивление властям, противник мечтательности. Врач. Дворянин Эуген Душан сочувствует и одному, и другому. Оба любят дочерей помещие=ка Яблонского, прививают им национальные идеи.

 

Повести «Летящие тени», «Лилия». Ведущей становится тема упадка дворянских гнёзд, измельчание дворянских типов, их неспособность хозяйствовать. Но надеется на возрождение дворянства. Образы представителей интеллигенции. Понятие «дела» (символ деятельности по национальному росту и освобождению). Роман «Сухая ветвь». Образ Станислава Рудопольского, интеллигента, возвращающегося к проблемам народа.

 

Роман «Сухая ветвь». Станислав Рудопольский возвращается на родину уставшим разуверившимся скептиком. Но под влиянием помещиков-словаков он увлекается национальными проблемами, финансирует выборы, вызывает депутата-мадьяра на дуэль, чуть не умирает, но выживает и в корне меняет своё отношение к жизни. Надо повышать благосостояние народа, нельзя его спаивать, чтоб он голосовал за кого требуется. Надо повышать сознание народа. В романе ведущую возрожденческую роль играет образ учителя Тихого – просветителя народа, мудрого наставника. Роман «Сухая ветвь» – светлое, оптимистическое произведение.

Писал много новелл.

О сохранении национальных устоев в семье. Роман «Корень и побеги». О семье Древанских, которая давно утратила связь с народом, омадьярилась, кроме Само Древанского (крестьянствует, большой дом, родня). Но в семье домостроевские традиции, безгласность домочадцев, авторитет Само.

В тв-ве Ваянского очевидны традиции русской классики, прежде всего – Тургенева. Ваянский написал много лит-вед-х работ по русской литературе, с тщательнымразбором произведений (Толстой, Достоевский, Тургенев). О гоголе писал со славянофильских позиций. Современная точка зрения на критицизм Гоголя.

Ваянский создал энциклопедию жизни словацкого об-ва.

Павол Орсаг-Гвездослав (1849 – 1921). Основоположник новейшей словацкой словесности. Крупнейший национальный поэт Словакии. Родители – земаны, имели своё хозяйство. Г. Вышний Кубин. Сначала писал по немецки и венгерски. Затем перешёл на словацкий. Изучал право в высшей школе в Прешове. Создал здесь лит-й альманах «Вперёд». Смелый, вне религии. Современная любовная тематика. Остро раскритикован Гурбаном и Андреем Трухлы-Сытнянским, издателем ж-ла «Орол».

Огромное влияние оказало тв-во Сладковича и Коллара.

Ориентирован на романтизм. Циклы «Осенние звуки», «Сонеты», «Летние побеги», «Псалмы и гимны», «Последние звуки» (о венграх). Сложность духовной жизни. Демократизм. Активно обновлял словацкий поэтический язык. Форму стиха. Создавал жанр реалистической сюжетной поэмы «Жена лесника», «Ежо Влколинский». Стихотворная повесть «Бутора и Чутора».